День Наума Грамотника

Умного, грамотного, ученого человека на Руси всегда почитали и говорили:

"Голова всему начало".

Нам сейчас трудно установить, как именно обучали грамоте в Древней Руси, ведь это было много-много лет назад.
Но историки, изучая сохранившиеся записи, старинные загадки, пословицы, поговорки, предполагают, как это обучение могло происходить.

Вероятнее всего, лет в 7–10 отдавали детей "мастеру грамоты".
Так тогда называли учителя.
Один учитель собирал у себя дома около десятка ребят и занимался с ними.
Сначала заучивали азбуку. Ученики повторяли хором каждую букву, пока не запоминали.
С тех пор сохранилась пословица:

"Азбуку учат, на всю избу кричат".

Но это был не беспорядочный крик, а повторение нараспев.
Такое "пропевание" азбуки облегчало запоминание.

После букв заучивали слоги.

Одновременно с чтением учились писать.
Для этого на первых порах использовали деревянную дощечку с 4-угольной выемкой, заполненной мягким воском. Называлась такая дощечка "цера".

Писали на воске писалом – металлическим стержнем, один конец которого заостряли - этим концом выцарапывали текст.
Когда дети выучивались писать на дощечке, переходили к письму на березовой коре.

Первые школы на Руси кардинально отличались от современных: раньше не было ни директоров, ни оценок, ни даже разделения на предметы.

Первое упоминание о школе в древних летописях датируется 988 годом, когда произошло Крещение Руси.
В 10 в. обучение детей велось в основном дома у священника.
В школы принимали только мальчиков – считалось, что женщины должны не постигать грамоту, а заниматься домашними делами.
Со временем процесс обучения развивался. К 11 в.
детям преподавали чтение, письмо, счет и хоровое пение.

Тогда же зародились первые женские школы – правда, учиться брали исключительно девочек из знатных семей.
Их педагогом был боярин – «кормилец» – который преподавал школьникам не только грамоту, но и несколько

День школьника проходил совсем не так, как теперь. Деления на предметы не было совсем: ученики получали новые знания одним общим потоком.
Перемены тоже отсутствовали – за весь день дети могли прерваться только один раз, на обед.
В школе ребят встречал один учитель, который и преподал все сразу – в директорах и завучах не было надобности. Учитель не ставил школьникам оценок.
Система была гораздо проще: если ребенок выучил и рассказал предыдущий урок, то получал похвалу, а если ничего не знал – его ждало наказание розгами.

В школу брали не всех, а только самых сообразительных и смекалистых ребят.
Дети проводили на занятиях весь день с самого утра и до вечера.

Еще одно отличие от современной системы образования заключался в том, что дети не носили с собой учебников: все необходимые книги хранились в школе.