Из холодной тьмы кустами
Проступали берега.
Шли кубанцы вдоль Кубани-
Наступали на врага.
Шли в атаку, на рассвете-
Только зорька занялась.
За свои родные степи,
За свою родную власть!
Ровно 79 лет назад, 12 февраля 1943 года, была завершена операция по освобождению столицы Кубани от фашистских захватчиков.
Летом 1942 года обстановка для нашей страны серьезно осложнилась. Создав значительный перевес в живой силе и технике, фашисты начали наступление в сторону Волги и на Кавказ.
В дни оборонительных сражений летом 1942 года более 100 тысяч кубанцев пополнили ряды Красной Армии.
В ходе боев, к началу сентября 1942 года немцам удалось занять практически всю Кубань, за исключением четырех районов – Лазаревского, Туапсинского, Адлерского и Геленджикского.
2 августа 1942 года под станицей Кущевской два полка 13-й Кубанской дивизии в конном строю атаковали 101-ю немецкую пехотную дивизию “Зеленая Роза” и два полка СС. Атаку возглавили – командир дивизии полковник Миллеров и военком дивизии полковой комиссар Шипилов. Командиры на гнедых красавцах неслись далеко впереди своих подчиненных, чтобы те их видели и шли за ними.
Казачья лава шла по по фронту шириной два километра. Казаки М.Ф. Грачев и П.Г. Камнев вдвоем зарубили 25 немцев. Казак Шевченко зарубил 17 и убил четверых оккупантов. Степь была устлана фашистами, остатки “Зеленой розы” в диком ужасе бежали.
12 февраля 1943 года части и соединения 18-й и 46-й армий при содействии партизан освободили Краснодар от немецко-фашистских захватчиков. За время оккупации, длившейся 186 дней, в городе было убито, расстреляно и замучено 61 540 человек. Было разрушено более 800 домов (в том числе 120 – жилых) сожжены четыре вуза, почти все школы, кинотеатры и театры.
За время оккупации в Краснодаре не осталось практически ни одной семьи, где все ее члены были бы живы и здоровы. Кто-то погиб на фронте, других убили фашисты, захватившие город.
На стадионе «Динамо» в Краснодаре в период оккупации располагался один из самых больших лагерей для военнопленных на территории СССР. В нем содержалось до 10 тысяч советских солдат. Фашисты использовали пленных как рабочую силу. Помимо концлагеря на стадионе «Динамо», лагеря для военнопленных были в районе мясокомбината на улице Воронежской (до трех тыс. человек), в районе железнодорожного моста, в районе Затона, в районе кожевенного завода и на пересечении Красной и Хакурате, где располагались хлебные амбары. Часть пленных из этих лагерей была отправлена в Германию, а часть уничтожена немцами при отступлении.
За день до освобождения Краснодара немцы подожгли здание гестапо, в подвалах которого находилось около 300 арестованных советских граждан (угол Седина и Орджоникидзе). Быстро распространившееся пламя и взрывы предварительно заложенных мин сделали спасение заключенных невозможным. Из пламени удалось выскочить лишь одному мужчине. Но и он вскоре скончался от полученных ожогов и ран.
Первыми к городу пробилась 40-я отдельная мотострелковая и 31-я стрелковая дивизии, а также 10-я стрелковая бригада. Вначале они освободили станицу Старокорсунскую, затем поселок Пашковский и к семи часам вечера ворвались в Краснодар.
Ранним утром 12 февраля 1943 года бойцы взвода конной разведки лейтенанта Крапивы 121-го горнострелкового полка 9-й горнострелковой дивизии имени Верховного Совета Грузинской СССР Даниил Васюков, Юлмухаммед Шикин и Хангирей Адалгиреев водрузили красный флаг на башенке здания на углу улиц Красной и Ворошилова (ныне Гимназической).