Воспитание ребенка словом начинается с фольклора, с устного народного творчества.
Использование разного жанра фольклора с первых же лет жизни ребенка помогает в его гармоничном интеллектуальном и эмоциональном развитии.
Первыми в жизнь маленького человека входят колыбельные, а затем и другие формы устного народного творчества.
Как правило, в начале жизни ребёнок знакомится с малыми жанрами фольклора, доступными его восприятию.
Сказки, песни, пословицы, считалки, потешки, скороговорки.
Фольклор - важное средство формирования личности ребенка . Фольклор влияет на формирование нравственных чувств , норм поведения.
Вспомним некоторые виды фольклора.
Считалки.
Считалками называют веселые и ритмичные стишки, под которые выбирают ведущего, начинают игру.
Считалки родились в игре и неразрывно с нею связаны.
Считалка часто представляет собой цепь рифмованных двустиший.
Скороговорки.
Они относятся к потешному, развлекательному жанру.
Корни этих произведений устного творчества лежат в глубокой древности.
Это словесная игра, входившая составной частью в веселые праздничные развлечения народа.
Скороговорки всегда включают в себя нарочитое скопление труднопроизносимых слов.
"Был баран бе- лорыл, всех баранов перебелорылил".
Этот жанр широко применяется воспитателями и медиками.
Поддёвки, дразнилки, приговорки, припевки, заклички.
Все эти произведения служат развитию речи, сообразительности, внимания.
Поддёвка.
"Скажи двести.Двести.Голова в тесте!"
Заклички.
"Радуга-дуга,Не дай нам дождя,Дай красна солнышкаКолоколицы!"
Дразнилки.
"Мишка-кубышка,Около уха — шишка."
"Жадина–говядина? "
Дразнилки учат социальному общению.
Фольклор не был бы столь богатым, если бы среди всего его разнообразия не существовало загадок.
"Висит груша - нельзя скушать"
-лампочка, люстра, светильник.
"Охраняет дом, не пускает посторонних". -собака
"Как у нашего дружка коготки–царапки, кто же он? "
-котенок.
Потешки.
Потешки известны как жанр, где создается игровая ситуация и проигрывается какая–то простая деятельность. Цель потешек – развеселить, добиться ответной реакции.
Идет, идет петушок,
Набок колпачок,
Красная бородка,
Костяная головка,
Сам рано встает
И другим спать не дает,
На заборах сидит,
Больше всех кричит.
Российский академик, филолог, искусствовед Дмитрий Сергеевич Лихачев писал: "В культурной жизни нельзя уйти от памяти, как нельзя уйти от самого себя. Важно только, чтобы то, что культура держит в памяти, было достойно её".
Русская культура - это наша детская
С трепетной лампадой, с мамой дорогой -
Русская культура - это молодецкая
Тройка с колокольчиком, с расписной дугой!..
Русская культура - это сказки нянины -
Песни колыбельные, грустные до слез -
Русская культура - это разрумяненный
В рукавицах-варежках Дедушка Мороз…
Русская культура - это дали Невского
В серо-белом сумраке северных ночей -
Это - радость Пушкина, горечь Достоевского
И стихов Жуковского радостный ручей.
Русская культура - это вязь кириллицы
На святых писаниях, азбуке славян.
Жемчуг на кокошнике у простой кормилицы,
При чеканном поясе - кучерский кафтан.
Русская культура - это кисть Маковского,
Мрамор Антокольского, Лермонтов и Даль -
Терема и церковки, звон Кремля Московского,
Музыки Чайковского сладкая печаль.
Русская культура - это то, чем славится
Со времен Владимира наш народ большой:
Это наша женщина, русская красавица -
Это наша девушка с чистою душой...