О Петре Первом знают даже младшие школьники. Потешные полки, война со шведами, основание новой столицы, реформы, реформы, реформы...
Что двигало этим человеком с неиссякаемой жизненной силой?
Корни характера царя надо искать в его детстве и юности…
17 век. Москва.
Удары колоколов кремлевских соборов нарушили утреннюю тишину столицы. Вскоре радостную весть подхватили сотни колоколов московских церквей и монастырей.
Веселый перезвон и торжественные молебны продолжались весь день 30 мая 1672 года.
А все потому что так по традиции отмечалось прибавление семейства в царском роду.
Праздник назывался государскою всемирною радостью.
В тот день родился будущий император Петр Великий.
Воспитывался Петр по заведенному обычаю.
До пяти лет он находился под надзором многочисленных женщин – повивальной бабки и кормилицы, мамки и прочих прислужниц.
Покои царевича были заполнены игрушками: деревянными лошадками, барабанами, пушечками, изготовленными по специальному заказу музыкальными инструментами, луками, стрелами.
Часто в детстве вместе с отцом и матерью в сопровождении многочисленной свиты Петр совершал выезды в монастыри, а также в подмосковные резиденции – Измайловское и Преображенское.
У трехлетнего Петра была своя маленькая крашенная под золото карета.
В карету впрягались крошечные лошади, сопровождали ее пешие и конные карлики.
Для игр были приставлены сверстники.
У царя Петра было два учителя – Никита Зотов и Афанасий Нестеров. Они научили его читать, писать, произносить наизусть главные места из Библии.
С ранних лет он проявлял привязанность к ремеслам. В Преображенское ему доставляли инструменты каменщика и плотника, столяра и кузнеца. Будучи взрослым, Петр в совершенстве владел разными ремеселами, причем особенной виртуозности достиг в работе топором и на токарном станке.
Еще больше Петра увлекало военное дело. Увлечение выросло на почве его детских забав. Набрав мальчишек такого же возраста, как он сам, велел изготовить им оружие – деревянные пушки, деревянные мечи и сабли. Сам обучил их маршировать и управляться с оружием, а потом и сражения на потеху устраивать. Со временем деревянные пушки стали заменяться боевыми, появляются настоящие сабли, пищали и пистолеты.
Просторы Преображенского позволяли Петру производить полюбившуюся ему пальбу из пушек и вести военные игры с участием значительного числа сверстников.
Так в 1686 году возникает военный городок с жилыми помещениями для Петра и потешных солдат, амбарами для хранения пушек и оружия. Потешные, сначала предназначавшиеся для игр, или, как тогда говорили, потех, с годами превратились в подлинную военную силу.
Но ни с чем не может сравниться страсть Петра к мореплаванию и кораблестроению. Однажды в старом сарае Петр увидел лодку громадных размеров. Борта ее почернели от времени.
В Немецкой слободе нашли мастера-ремесленника, отремонтировали судно. Скоро ботик уже плавал по реке Яузе, а Петр учился управлять парусами.
Шло время.
Петр достиг совершеннолетия.И стал готов царь Петр взять власть в свои руки.
Через несколько лет Петр Великий начал вершить большие государственные дела: строить новые города, прокладывать новые дороги, открывать школы и создавать промышленность, новую армию и военный флот.