Наум был в грамоте наставник
И покровителем наук.
Не зря с тех пор учили давних:
"Мол без ученья, - как без рук."
А потому-то в день пророка,
И это знали все и всяк:
После молебна для урока
В дом приходил учитель-дьяк.
Бил отрок три земных поклона,
Как древний то велел обряд,
И лёгким взмахом неуклонно
Три раза плетью бит подряд.
После урока - угощенье,
В подарок - вышитый рушник.
Так начиналось обученье -
Шёл завтра в школу ученик.
"Не сделать лаптя без уменья,
Коль не положен навык в ум.
Ни с чем не сладишь без ученья." -
Так мог сказать пророк Наум.
14 декабря - День памяти Наума или День Наума Грамотника.
Известно, что родился пророк Наум в Галилее - В Палестине, в 7 веке .
По преданию умер на 45 году жизни.
Как народный праздник, он стал особо популярен с 17 века, когда на Руси широко распространились печатные книги и появились первые церковные и монастырские школы.
Наши предки издавна обучению грамоте придавали большое значение.
Поэтому день 14 декабря можно назвать и Днем Знаний.
А еще в старину этот день считали Днем Учителя.
Слово "грамота" произошло от греческого слова "грамма", т.е. "написанное". Значит, грамота - это умение читать и писать. Люди мечтали об умении читать и писать, тянулись к знаниям.
Сначала писали заострёнными палочками, их называли "писало".
Вместо бумаги использовали восковые дощечки и кору берёзы – бересту.
Затем использовали папирус, а на смену им пришли гусиные перья и бумага.
Именно 14 декабря в деревнях на Руси начинался учебный год.
Более удачного времени для начала учебы, когда все основные хозяйственные дела уже были позади, — отыскать трудно.
Отцы семейства приглашали учителя в свой дом. Он приносил с собой букварь и плетку. Вначале ученик получал три символических удара плеткой, а затем матушка сажала сынка за стол. Учитель садился рядом и торжественно раскрывал букварь. Первый урок был показательным - дальше первой буквы обучение не шло.
Букварь бережно заворачивался в холстину и укладывался на божницу - за иконы.
Учителя после его трудов угощали, подавали каравай хлеба -от хозяина и полотенце -от хозяйки.
Затем с поклоном провожали учителя до ворот, на чем "посвящение в ученики" и заканчивалось.
На следующий день мальчик с букварем и розгой отправлялся к учителю в школу. Рядом с ним шла мама с горшком гречневой каши для учителя, чтобы он был "подобрее" и пореже "угощал" розгой ученика.
Те, кто был богаче, несли курицу или гуся.
Буквари тогда были рукописными, написанные разными почерками, поэтому учиться по ним было очень трудно. Еще труднее было учиться письму, да и стоило дороже - бумага была очень дорогая.
А суровые учителя не любили долго разъяснять непонятное для учеников, и чуть что - давали подзатыльники, наказывали розгами и плетью.
Занятия в школе проходили вот так. Длинный стол, вдоль него лавка, на стене полка с книгами и обязательно плётка... На лавке—ученики. Во главе стола—учитель. А перед ним на коленях стоят ученики, которые отвечают урок. А кто не выучит урока или напроказничает, того ждёт наказание.
В прописях и азбуковниках 17 века приводилась вот такие слова к пророку Науму .
Это просьба о помощи в учении:
"Святой Наум, наставь моего отрока на ум!
Возьми его под свою руку,
Прогони от него лень да скуку,
На ученье его благослови.
Старанья пробуди, пам
память укрепи".
Мы желаем всем нашим читателям хорошо учиться, с огромными желанием ходить в школу, чтобы узнать много нового и интересного. А Наум Грамотник всегда будет с вами.