В затуманенных высях
Так бессильны слова.
Кто-то щедро развесил
По ветвям кружева.
В этом святочном чуде
Есть божественный свет,
Родниковых прелюдий
Припорошенный след.
Очищаются души
Под знаменьем креста.
Будь ты нем и послушен
В день крещенья Христа! (В.Сивяков)
Праздник Крещения Господня отмечается 19 января и является одним из главных праздников года.
Этот праздник нашёл отражение в некоторых произведениях классической литературы, о чём хочется рассказать читателям.
Как ни странно, первый раз в сознательной жизни с праздником Крещения можно столкнуться ни через бабушку, ни через чьи-то рассказы о силе крещенской воды, а через А.П.Чехова в рассказе «Художество». Небольшой, совершенно замечательный рассказ, в котором великое и смешное идут рядом.
Главный герой - жалкий, ничтожный человек. Но…у него - Талант! Он каждый год на Крещение делает иордань! Да такую, что любому видно - перед ним настоящий творец прекрасного! Иордань получается у него такая, что со многих окрестных сёл люди специально приходят на праздник. Мастер продумывает всё до мелочей - от величины специальных колышков до выражения глаз ледяного голубя на верхушке креста.
Вот описание крещенского утра в рассказе: «Из церкви одну за другою выносят хоругви, раздаётся бойкий, спешащий трезвон. Серёжка дрожащей рукой сдёргивает рогожи… и народ видит нечто необычайное. Аналой, деревянный круг, колышки и крест на льду переливают тысячами красок. Крест и голубь испускают из себя такие лучи, что смотреть больно… Боже милостивый, как хорошо! В толпе пробегает гул удивления и восторга; трезвон делается ещё громче, день ещё яснее. Хоругви колышутся и двигаются над толпой, точно по волнам. Крестный ход, сияя ризами икон и духовенства, медленно сходит вниз по дороге и направляется к Иордани. Машут колокольне руками, чтобы там перестали звонить, и водосвятие начинается. Служат долго, медленно, видимо стараясь продлить торжество и радость общей народной молитвы. Тишина. Но вот погружают крест, и воздух оглашается необыкновенным гулом. Пальба из ружей, трезвон, громкие выражения восторга, крики и давка в погоне за колышками. Серёжка прислушивается к этому гулу, видит тысячи устремлённых на него глаз, и душа лентяя наполняется чувством славы и торжества». И именно в этот момент – совершенно неправославный или нецерковный человек - может ощутить радость и величие праздника!
«Святочные рассказы» занимают особое место в творческом наследии Николая Лескова. Он возвращался к этому жанру на протяжении всего писательского пути, значительно расширив и разнообразив его. Как замечал сам писатель: «От святочного рассказа непременно требуется, чтоб он был приурочен к событиям святочного вечера - от Рождества до Крещения, чтобы он был сколько-нибудь фантастичен, имел какую-нибудь мораль и, наконец, заканчивался непременно весело». Святки - один из любимейших праздников русского народа, когда милость Божия вершит чудеса, а всяческая нечисть пугает люд православный. Его стихия божественная и языческая одновременно так соответствовала самой русской душе, той душе, которую Н.Лесков исследовал как никто другой.
На Руси издавна существовал обычай: ходить в храм, набирать крещенской воды, окунаться три раза с головой в ледяную воду проруби. Об этом лучше всех написал Иван Шмелёв в своей книге «Лето Господне»: «….А теперь Крещенье – Богоявленье, завтра из Кремля крестный ход на реку пойдет, Животворящий Крест погружат в ердани, пушки будут палить. А кто и окунаться будет под лед. И я буду, каждый год в ердани окунаюсь. Мало что мороз, а душе радость… В передней – граненый кувшин, крещенский: пойдут за святой водой. Пошлогоднюю воду в колодец выльют, - чистая, как слеза! Лежит на салфетке свечка, повязанная ленточкой-пометкой: будет гореть у святой купели, и ее принесут домой».
Идущий по земле январь
Будил крещенские морозы.
Погасший на столбе фонарь
Держал стеклом сосульки-сёзы.
Могучим эхом снежный хруст
Пугает голубей на крыше.
Устало сбросив снега груз,
Мороз на окнах что-то пишет.
А суетящийся народ
Готовит дома угощенье.
Уходит – старый Новый год,
Приходит – Господа Крещенье.
Христа, креститель Иоанн,
Крестил в священном Иордане.
С тех пор к священным тем местам
Священник едет и мирянин.
И с ранних лет своих детей
Ведём мы к Таинству Крещенья:
Чтобы Господь зажёг им Свет
И дал от скверны очищенье. (Ю. Шмидт)