"Ушинский – это наш народный педагог, также как Пушкин – наш народный поэт, Ломоносов – первый народный ученый, Глинка – народный композитор, а Суворов – народный полководец".
Так отзывался об Константин Ушинском Лев Николаевич Модзалевский.
...Трудно назвать другого преподавателя дореволюционной России, который был бы для всех авторитетом.
Его любили и уважали учителя, дети и их родители.
Он стал основоположником новой науки педагогике.
Для народных школ Ушинский разработал простые и доступные учебники, а для их учителей – целый ряд замечательных руководств.
Более чем пятьдесят лет, вплоть до самой революции, целые поколения русских детей и преподавателей воспитывались на книжках, написанных Ушинским.
Константин Дмитриевич Ушинский родился в Туле в небогатой дворянской семье.
Мама рано умерла,когда будущему писателю было всего 11 лет.
После её смерти Константин Ушинский большую часть времени был предоставлен сам себе.
Он стал много читать. Повзрослев, Ушинский поступил учится в Московской университет.
Там в то время преподавал профессор Пётр Редкин, который был был очень увлечён теорией педагогики.
Именно под влиянием Редкина у Ушинского появился интерес к педагогике как к науке, которая способна менять людей и общество к лучшему.
В 1854 году Ушинскому удалось устроиться учителем русской словесности и юридических предметов в Гатчинский сиротский приют. Это заведение славилось жестокими методами воспитания.
За пять лет работы там Ушинскому удалось изменить местные порядки, а ещё искоренить доносительство и воровство среди воспитанников. Однажды он обнаружил в лицее пыльный шкаф с никому не нужными книгами по педагогике — и нырнул в них с головой.
А потом много раз повторял,что от многих бы грубых ошибок был избавлен если бы познакомился с этими книгами раньше, чем стал учителем.
Константин Ушинский стал публиковаться в "Журнале для воспитания", и на его свежие идеи обратил внимание не кто-нибудь, а сама императрица Мария Александровна.
Он показался ей подходящей кандидатурой для реформ в Смольном институте благородных девиц. Институт тогда не отличался хорошим образованием.
Так в 1859 году 35-летний Ушинский стал инспектором классов Смольного института.
Эта должность — что-то вроде завуча по учебной части.
Ушинский изменил жизнь института кардинально — заменил механическую бездумную зубрёжку, которая там раньше была единственным методом, на настоящее преподавание и обучение, поменял учителей.
При нём девочек начали обучать естественным наукам.
А ещё он открыл дополнительный старший класс, в котором могли остаться выпускницы, желавшие получить профессию домашней учительницы.
Ушинский поменял мировоззрение институток, включил у них живое мышление , научил их мыслить и высказывать своё мнение.
Всё это Ушинский проделал меньше чем за три год.
Через время Ушинского командировали за границу — изучать и описывать опыт передовых европейских школ.
Ушинский написал первые массовые учебники и руководства для начального обучения "Родное слово" и "Детский Мир.",а ещё двухтомное издание "Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии ".
Имя Константина Ушинского носят улицы в 16 городах России и других странах, два десятка учебных заведений и Научная педагогическая библиотека Российской Академии образования. А до 2000 года казахстанское село Бакконыс называлось “Ушинское”.