20 февраля 1943 года была освобождена станица Марьянская.
В станицу немцы вошли в августе 1942 года.
И каждый день это расправа над местными жителями, это избиения, расстрелы, казни.
19 января 1943-го в Марьянской фашистами было совершено чудовищное по своей жестокости преступление. Местным полицейским была дана команда ночью арестовать марьянцев, внесенных в "Список №1 — это члены семей партизан, коммунистов, офицеров Красной Армии.
Всего в нем значилось более 60 - ти человек. Утром колонну арестованных погнали в направлении Краснодара, арестованным было сказано, что их ведут — в тюрьму. Но не довели. По дороге повернули в сторону Марьянской пристани и остановились на высоком берегу Кубани.
...А потом началась зверская расправа над ни в чем не виновными людьми.
Их рубили шашками, расстреливали, еще живыми бросали в реку Кубань, лёд которой таял от горячей крови и вода становилась красной. Среди тех, кого привели на казнь была и жена командира партизанского отряда Луки Постового Ирина . Она не отдавала палачам свою четырехлетнюю дочку. И тогда один из немцев шашкой отрубил ей руки и на ее глазах зарубил девочку.
Крики и стоны арестованных были слышны даже в станице. В то утро фашисты расстреляли 32 человека.
В основном это были женщины, дети и старики. Совершив такое страшное преступление немцы стали готовиться к отступлению. Они спешно грузили награбленное на машины, гнали пленных наших солдат, истощенных , многие были ранены. И одному из них удалось убежать. Это был молодой солдат, усталый и страшно измученный.
Он затерялся в толпе местных жителей. Но скоро немцы раскрыли побег и устроили облаву. А сбежавшего солдата спрятала Екатерина Родионовна Баталий. Она боялась за себя, страшно боялась за детей, но не могла поступить иначе. Как вспоминала Екатерина Родионовна: "Я представляла своего мужа на месте этого солдата и как где-то далеко, кто-то спасет его, раненного, обессиленного и решила спрятать военнопленного в своем доме. А дома было трое детей. 10 лет, семь и шесть.
Солдат был усталый. Все время молчал - не было сил, только смотрел на нас благодарными глазами. Было очень страшно. Знали если что, грозит расправа. А тут и немцы в скорости ввалились в хату. Солдата с детьми спрятала на печку. Очень боялись, что немцы его увидят. И даже когда они ничего, не увидев, ушли, дети и солдат ещё долго не могли слезть с печки. И страх был и огромная радость от сознания того, что мы помогли, спасли и сохранили.
Под вечер солдат ушел, хоть слабый был очень, ушел к своим...".
...Через несколько лет, уже после войны спасенный солдат приехал к Екатерине Родионовне. Он приехал, чтобы повидаться со своей спасительницей, поцеловать ей руки и поблагодарить за спасение, чтобы прислониться к русской печке, которая когда-то согрела и спасла его. И подарил Екатерине Родионовне платок, который на Руси всегда было принято дарить женщинам в знак любви и глубокого уважения.
Поклон вам низкий, женщины войны!
Медсёстры, жёны, матери, солдаты...
За то, что вам сейчас, как и когда-то,
Тревожные ночами снятся сны.
За то, что вам неведом был покой,
С улыбкой и бинтами в арсенале
Солдат на ратный подвиг вдохновляли
И с ними вместе шли на смертный бой...
А скольким вы спасли в ту пору жизнь?
Израненных бойцов, закрыв собою,
Под пулями тащили с поля боя,
Крича: "Солдатик, родненький, держись!" ...
В тылу трудились тоже по-мужски,
В две смены! На износ! А вечерами
От голода ослабшими руками
На фронт вязали тёплые носки...
Поклон вам низкий, женщины войны!
За вашу доблесть, мужество и силу,
За то, что слишком рано вас накрыла
Война покровом скорбным седины!
Ю. Шахова "Женщины войны"