Ежегодно во всем мире 17 мая отмечают Международный день ДЕТСКОГО ТЕЛЕФОНА ДОВЕРИЯ, который призван привлечь внимание широкой общественности к необходимости усиления мер по защите детей в трудной жизненной ситуации и помощи им. В России этот день отмечается с 2009 года.
Телефон доверия - дистанционная служба экстренной психологической помощи, предназначенная для оказания моральной, эмоциональной или духовной поддержки широким слоям населения. Часто для описания работы дистанционной поддержки используются термины кризисная линия, горячая линия, линия помощи, линия жизни. Телефонное консультирование особое значение приобретает в ситуации, когда очная психологическая помощь по разным причинам невозможна.
Сотрудниками службы телефонов доверия являются психологи, педагоги или специально подготовленные волонтёры. Их главная задача - снять остроту психоэмоционального напряжения, переживаний, которые испытывает звонящий в данный момент, и уберечь его от опрометчивых и опасных поступков.
Первые телефоны доверия создавались как службы превенции суицидов. Впоследствии применение расширилось. В настоящее время это, прежде всего, служба, оказывающая психологическую помощь и поддержку населению в любых ситуациях эмоционального напряжения: конфликтах, стрессах, депрессии, сложных жизненных ситуациях и предсуицидальных состояниях. Некоторые линии специализируются на оказании экстренной психологической помощи в зонах чрезвычайных происшествий, как населению, так и сотрудникам служб спасения.
Первый телефон доверия для детей и подростков открылся в Москве в 1989 году, в 1993 - для детей в возрасте от 5 до 12 лет. В этом же году было организовано Московское объединение детских телефонов доверия, которое включало 42 службы из регионов Центрального и Северо-Западного федеральных округов.
В 2007 году по инициативе Национального фонда защиты детей от жестокого обращения была основана Ассоциация детских телефонов доверия, в состав которой на территории России вошло 285 линий из 69 регионов.
С 2010 года Фонд поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, и органы исполнительной власти субъектов РФ реализуют Всероссийский проект «Детский телефон доверия 8-800-2000-122», обеспечивающий предоставление экстренной психологической помощи по телефону детям и родителям. Эту помощь детям и родителям обеспечивают 215 региональных служб Детского телефона доверия, работающих под единым общероссийским номером 8-800-2000-122 на территории 85 субъектов Российской Федерации. В 78 регионах экстренная психологическая помощь по Детскому телефону доверия доступна в круглосуточном режиме.
Основные принципы работы Детского телефона доверия:
- Бесплатность – звонок любой продолжительности на Детский телефон доверия 8-800-2000-122 абсолютно бесплатный с любого мобильного или стационарного телефона.
- Анонимность – общение с консультантом (психологом) Детского телефона доверия полностью анонимно: отсутствует определитель номера, можно представиться вымышленным именем. Консультанты Детского телефона доверия также работают под псевдонимами.
- Доступность – действует на всей территории России, позвонить можно из любой точки страны с любого телефона.
- Конфедициальность – содержание разговора останется тайной. Никакая информация об обратившемся за помощью на Детский телефон доверия, а так же о тематике его обращения не раскрывается.
- Профессионализм – на Детском телефоне доверия работают только квалифицированные психологи, прошедшие специальную подготовку психологи-консультанты.
Уникальность Детского телефона доверия:
- обеспечение доступности и своевременности оказания психологической помощи детям по вопросам, связанным с острыми жизненными ситуациями;
- укрепление детско-родительских отношений, психологическое консультирование родителей, помощь в определение алгоритмов действий для нормализации отношений с детьми;
- эмоциональная поддержка детей, укрепление их уверенности в себе;
- предупреждение суицидов и насилия среди детей и подростков;
- оказание детям помощи в мобилизации их творческих, интеллектуальных, личностных, духовных ресурсов для выхода из кризисного состояния;
- содействие развитию психологической грамотности населения.
На Детский телефон доверия в год поступает около 1 миллиона обращений от детей, подростков и родителей.