Репин на Кубани

Художник Илья Ефимович Репин...

Он прожил долгую жизнь и написал много работ, большинство из которых широко известны.

С детства мы встречаем их в школьных учебниках, в календарях, в книгах, на открытках. Картины Репина — это целые миры,это картины, пережившие их создателя и живущие своей самостоятельной жизнью. Галерея созданных Репиным образов необычайно разнообразна и широка.
"Бурлаки на Волге",   "Не ждали", "Иван Грозный убивает своего сына" и многих других.
6 июня 1888 года, 135 лет назад, в Екатеринодар,  приехал знаменитый русский художник Илья Репин.

В те давние времена нынешняя столица Краснодарского края не представляла собой большого внимания для заезжих столичных знаменитостей в плане отдыха или знакомства с местными достопримечательностями.
Вот и Илья Ефимович Репин приехал в город по делам.
Автор уже знаменитых картин искал здесь подтверждение своим очередным великолепным задумкам и планам.
...Казаки вольной Запорожской Сечи были оплотом Руси, охраняя ее на западе от польских панов и на юге - от турок. Турецкий султан Мехмед IV, желая избавиться от столь грозного соседа, в 1676 году прислал запорожским казакам письмо, в котором предлагал им сдаться без сопротивления.
Запорожские казаки, не раз громившие султанские орды, лишь рассмеялись над напыщенностью письма Мехмеда и, собравшись под руководством кошевого атамана Ивана Сирко, написали едкий ответ султану.
 "Твоего войска мы не боимся, землею и водою будем биться с тобою", - писали они, сопровождая эти слова насмешкой и обидными для султана прозвищами.
Впервые копию письма запорожских казаков 1676 г., сделанную в 18 веке, обнаруживает екатеринодарский этнограф-любитель Я.П. Новицкий и передает ее историку Д.И. Яворницкому.
В 1872 году эти письма с комментариями историка Н.И. Костомарова публикуются в журнале «
"Русская старина".

Один из гостей Абрамцева М.В. Прахов в присутствии Ильи Ефимовича зачитывает публикацию историка Н.И. Костомарова. И художник "загорается" созданием картины о Запорожской Сечи.

Репин работал над картиной долго и любовно, начиная с 1878 года, когда летом впервые познакомился с легендарным письмом запорожцев к султану. Первый карандашный набросок будущей картины художник датирует: Абрамцево. 26 июля 1878 года.

Илья Ефимович Репин особое значение придавал деталям, антуражу,  выражению лиц, жестов, фигур и исторической подлинности тех, кто на полотне будет изображен.

Поэтому, начав непосредственную работу над картиной в 1880 году, завершил ее Репин лишь через 11 лет. Трудностью для мастера стало отсутствие в центральной России типажей, с которых художник мог бы писать казаков.
Для убедительной исторической правды, для того, чтобы каждый зритель мог проникнуться духом того героического времени, художник посетил запорожскую землю, Кавказ и Кубань.

Во время этих поездок делались десятки и сотни зарисовок, эскизов, этюдов, портретов, которые и стали основой великой картины.

В какой-то момент Илья Репин решил, что изображения настоящих потомков запорожских казаков можно запечатлеть только на Кубани, куда когда-то переселись выходцы с Запорожья и где еще можно было встретить образцы предметов быта, оружие, одежду того времени и, главное, проникнуться духом той эпохи.

Поэтому в июне 1888 года Репин посетил  Екатеринодар.
Знаменитому художнику тогда было 44 года, он уже занимал высокое положение в обществе.
На Кубань приехал вместе с 11-летним сыном Юрой .

По свидетельствам историков, для зарисовки типов кубанских казаков к задуманной им картине "Запорожцы пишут письмо турецкому султану"
художник выехал в станицу Пашковскую, где остановился в общественной гостинице – в доме казака Сотниченко.

Там он пробыл около недели, в течение которой делал этюды и наброски и слушал рассказы
казаков.
Пашковские казаки недоверчиво и  отнеслись к приезжему — "тут дел не мало, а еще сидеть перед художником", и Репину пришлось обратиться к атаману с просьбой, чтобы казаки ему позировали.

Гуляя с сыном по Пашковке, художник отобрал для позирования следующих казаков — Д. И. Онищенко, М. Семака (героя обороны Севастополя в Крымскую войну), П. Н. Белого, В. М. Олешко, А. Г. Архипенко, пластуна П. Д. Лебедя, И. Ф. Шрамко и еще двух казаков, чьи фамилии не сохранились .
Считается, что именно их позы, амуниция, усы и улыбки "надеты" Репиным на героев полотна.

Правда, тех лиц, которые он увидел на Кубани, в картине не осталось.
Но поездка в наш город помогла найти ту золотую середину, которую и искал мастер. Своеобразная и неповторимая атмосфера Кубани, ее замечательные жители так или иначе способствовали появлению этого великолепного произведения художественной культуры.
И может быть, без посещения Репиным Кубани эта картина не была бы такой гениальной…

А в 2008 году, к 120-летию посещения художником города на пересечении улиц Красной и Горького установили скульптурную композицию Валерия Пчелина "Запорожцы пишут письмо турецкому султану", созданную по мотивам картины Ильи Ефимовича Репина.

foto 24 07 2023 08 53 1
foto 24 07 2023 08 53 2