Дети - строгие судьи в литературе.
Нужно, чтобы рассказы были для них написаны и ясно, и занимательно, и нравственно...
Л. Н. Толстой
Лев Толстой - один из главных писателей не только русской, но и мировой литературы. К творчеству классика обращаются современные авторы, его романами вдохновляются художники и кинематографисты. Его книги можно перечитывать бесконечно и каждый раз находить в них что-то новое, что обязательно отзовется в душе.
В обширном литературном наследии классика немало книг, написанных и для юных читателей.
Вспомним, когда Льву Николаевичу было немногим больше двадцати лет, он начал учить грамоте крестьянских детей у себя в имении. Работу в яснополянской школе он продолжал с перерывами до конца жизни, а над составлением собственных учебных книг трудился долго и увлеченно. В 1872 году вышла «Азбука» - книжный комплект, содержавший собственно азбуку, тексты для первоначального русского и церковно-славянского чтения, арифметику и руководство для учителя. Через три года Толстой опубликовал «Новую азбуку». При обучении он использовал пословицы, поговорки, загадки. Он сочинил много «пословичных рассказов»: в каждом пословица разворачивалась в короткий сюжет с моралью. «Новую азбуку» дополняли «Русские книги для чтения» - несколько сотен произведений: рассказы и были, пересказы народных сказок и классических басен, природоведческие описания и рассуждения.
Великий классик написал несколько книг и для совсем маленьких ребятишек. Напечатаны они были спустя год после его смерти, в 1911. Проиллюстрировал их известный русский живописец и график Пётр Гославский. Простые и понятные, эти сказки до сих пор актуальны. Они учат детей добру, дружбе, справедливости и уважению к людям и окружающему миру.
В первой части представлены маленькие сюжеты из сельской жизни. Например: «Несла баба ведро воды. Ведро было худо. Вода текла на землю. А баба была рада, что нести стало легче. Пришла, сняла ведро, а воды нет».
Во второй книжке – рассказы о диких животных в лесу, о важности гигиены и о дружбе: «Был у Пети и у Миши конь. Стал у них спор: чей конь. Стали они коня друг у друга рвать. Дай мне, – мой конь. – Нет, ты мне дай, – конь не твой, а мой. – Пришла мать, взяла коня, и стал конь ничей». Именно с этих наивных историй о самом простом ребенок начинает знакомиться с миром и окружающей средой.
В третьей книге рассказывается о детстве – о первых шагах, о дружбе и взаимовыручке, летних и зимних забавах: «Ходили дети по лесу за грибами, набрали полны корзины. Вышли дети на поляну, сели на копну и считали грибы. За кустами завыли волки. Дети забыли про грибы, бросили свои грибы на сене и ушли домой».
В последнем издании собрано несколько поучительных историй о том, как плохо драться, как некрасиво быть трусливым или жадным. Вот одна из историй: «Саша был трус. Была гроза и гром. Саша влез в шкаф. Там было ему темно и душно. Саше не слышно было, прошла ли гроза. Сиди, Саша, долго в шкафу за то, что ты трус».
«Великий праздник – правильная и хорошая книга» - эти слова самого Л.Н.Толстого как нельзя лучше относятся к книгам, составляющим его творческое наследие и являющимся началом всех начал в обучении детей не только грамоте, но и основам нравственности.