С давних времён 14 (1) декабря в православном календаре считается Днём святого пророка Наума, и по традиции в этот день обращаются с молитвами к святому пророку.
День пророка Наума можно считать уникальным. Ведь большинство дат народного календаря посвящены наблюдениям за погодными явлениями, верованиям или земледельческим работам.
Тема же Наумова дня - образование, учение, грамота. Возможно, созвучие слов ум и Наум сделали его покровителем грамотеев и помощником людей умственного труда. Его ещё называли Грамотником, Наумом Грамотником.
В былые времена с этого дня в сёлах и деревнях детей начинали учить грамоте, начинался учебный год. Ведь в тёплое время года даже дети были заняты в поле или в огороде. А зимой работы было немного, а потому, можно было уделить внимание образованию.
В этот день приводили детей к учителю, которого почитали особо, считая его работу чрезвычайно важной и трудной. По обычаю, мать в это время должна была причитать по своим детям, отправляющимся учиться, потому что учение всегда сопровождалось вколачиванием наук розгами. Даже в первый день встречи с учителем тот должен был наградить каждого из учеников тремя символическими ударами плёткой. Дети же каждое занятие должны были начинать с трёх земных поклонов учителю и обязаны были слушаться его беспрекословно.
В награду за труды отец с матерью подносили учителю каравай хлеба и полотенце, в которое завязывали и деньги в качестве оплаты занятий. Но чаще всего занятия оплачивались едой.
Несмотря на молитвы святому Науму, учебный процесс не был защищён от суеверий. В Наумов день запрещалось:
- оставлять книги открытыми, чтобы злые духи не забрали главные мысли;
- хвастаться успехами в учёбе, показывать тетради с оценками; бахвальство добром не закончится – учёба станет непосильной, а голова – пустой;
- хвалить, кого бы то ни было за успехи в учёбе; считалось, что так можно сглазить успешного человека, которому после похвал придётся туго;
- во время еды читать книги; опасались «заесть» успехи в учёбе.
В старину учились дети –
Их учил церковный дьяк.
Приходили на рассвете
И твердили буквы так:
А да Б – как Аз и Буки,
В как Веди, Г – Глаголь,
И учитель для «науки»
По субботам их порол…
Трудно грамота давалась
Нашим предкам в старину,
А девицам полагалось
Не учиться ничему.
Обучались лишь мальчишки.
Дьяк с указкою в руке
На распев читал им книжки
На славянском языке. (Н.Кончаловская)