ЧЕРКЕСОГАИ: ДОЛГИЙ ПУТЬ ДОМОЙ
- Подробности
- Создано: 09.08.2024 09:09
Культура черкесогаев, или черкесских армян, представляет удивительный сплав горского этического кодекса и древних армянских традиций христианства.
Трудный путь в поисках своего места, полный лишений и переселений, привел к формированию удивительного этноса, продолжающего до сих пор сохранять национальную самоидентификацию и аутентичность.
Черкесогаи — самоназвание ветви армян, переселившейся в среду адыгов Северного Кавказа. Название сформировалось в процессе ассимиляции армянского этноса путем соединения имени черкесов с самоназванием армян hay («хай»). В начале процесса переселения самоназванием выступал этноним «эрмелы», в переводе означающий «армяне». Известны другие наименования этноса:
- закубанские армяне;
- черкесские армяне;
- горские армяне;
- черкесармяне.
Точная численность черкесогаев неизвестна, по оценкам специалистов, число представителей народности составляет порядка 100 000 человек. Из них большая часть проживает в Майкопе и Армавире. Также представители этноса горских армян проживают в:
Краснодарском крае;
Республике Адыгея;
Карачаево-Черкесии;
Москве.
Установление точного числа чергесогаев усложняется тем, что многие представители этноса во время переписей относят себя к армянам. Так, численность армян в Краснодарском крае, по официальным данным переписи 2001 г., составляет 275 000 человек, по неофициальным — колеблется от 500 000 до 1 млн человек. Стоит отметить, что армяне, проживающие на Черноморском побережье близ Сочи, Адлера, Туапсе, не имеют отношения к черкесогаям, поскольку появились в регионе позднее с иной волной мигрантов.
Переселившись в новый регион проживания, армяне переняли черты культуры, быта, языка черкесов, став внешне практически неотличимыми от них. Часть переселенцев сохраняла в семьях знание армянского языка и письменности. Подавляющее большинство горских черкесов в период трехсотлетнего соседства с северо-кавказскими народами полностью переняло адыгский язык. Сформировался особый этнолект, воспринимающийся, как один из диалектов адыгского языка.
Мирное сосуществование армян и черкесов во многом объясняется схожестью семейного уклада, традиций, этического кодекса, норм и правил поведения. Традиционной формой семьи выступала патриархальная, где роль главы безоговорочно отдавалась мужчине. Он отвечал за безопасность, честь, достаток, благополучие близких, принимал важные общественные решения, его слово было законом.
Женщина занимала зависимое положение, однако почиталась и уважалась мужем, детьми. При ней считалось неприличным сквернословить, бахвалиться подвигами, выяснять отношения, драться, курить. Для горских армян величайшим позором считалось ударить жену, нанести ей физическую или моральную обиду.
Женщина была главной в доме, заправляла хозяйственными делами, занималась воспитанием детей. Несмотря на то, что женщинам запрещалось есть с мужчинами за общим столом, принимать участие в разговорах, они обладали некоторой властью в серьезных вопросах. Так, известна традиция, что дама могла прекратить любую драку, даже кровную месть, бросив между дерущимися платок.
Особым уважением в семьях пользовались пожилые люди. Им отдавали лучшие места за столом, не садились раньше них, даже если занимали более высокое положение в обществе. За столом почести отдавались старшим хозяевам дома, несмотря на то, что фактически подготовкой приемов занимались невестки, а обеспечением семьи сыновья.